Главная / Вода / Вода — это кровь и жизненная энергия земли

Вода — это кровь и жизненная энергия земли

Гуань-цзы. Гл. 39 «ВОДА И ЗЕМЛЯ»

“Гуань-цзы” – литературный памятник Древнего Китая VII в до н.э. Под руководством политика Гуань Чжун в царстве Ци был осуществлен ряд реформ, направленных на прогрессивное развитие укономики и усовершенствование государственного управления. Впоследствии Ци стало одним из могущественных царств, в котором был основан Дворец наук, просуществовавший 100 лет. Учеными были написаны 564 трактата, которые впоследствии были объединены общим названием “Гуань-цзы”. к 1 в. до н.э. сохранилось 86 глав. До наших дней сохранились 76 глав, которые вошли в “Собрание классических текстов” Пекин, 1956. Избранные главы переведены на русский язык С. Кучерой и Ян Хин-шуном. Текст воспроизведен по изданию: Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Том 1. М. АН СССР. Мысль. 1972 Источник

Земля — источник всех вещей, корень живых существ. Она рождает прекрасные и безобразные, благородные и низкие, глупые и умные [существа].

Вода — это кровь и жизненная энергия земли. Она циркулирует по своим «кровяным сосудам». Поэтому говорится: «Вода — это всеобъемлющий материал».

Откуда [мы] знаем, что именно так обстоит дело?

Отвечаем: вода мягкая и чистая, она может смыть с человека грязь. В этом проявляется ее гуманность.
На вид [вода] темная, на деле прозрачная. В этом проявляется ее совершенство.
Когда сосуд уже наполнен [водой], нельзя будет больше добавлять. В этом проявляется ее справедливость.
[Вода] постоянно течет, а останавливается лишь там, где уже достигнута ровная поверхность. В этом проявляется ее честность.
Люди стремятся к возвышению, только вода устремляется вниз. В этом проявляется ее скромность. Скромность является местом пребывания дао и средством государя [в управлении страной]. Именно здесь, [в низком, скромном месте], собирается вода.

Точность ее является основой пяти видов измерения. Бесцветность ее является составным элементом пяти цветов. Пресность ее является основой пяти вкусов. Поэтому именно вода является мерилом всех вещей, источником существования живых существ, основанием положительного и отрицательного, успеха и неудачи. Поэтому [она] все наполняет и задерживается.

Вода собирается и на небе, и на земле, содержится во всех вещах, живет внутри металлов и камней, сосредоточивается в живых существах. Поэтому говорится: «Вода — это чудо». Собираясь в растениях, [она дает возможность] корням расти и укрепляться, цветам распускаться в должной мере, плодам созревать в полном объеме. Благодаря воде птицы и звери становятся тучными, перья и шерсть их — пышными, рисунок покрова — ярким.

Нет вещей, которые не стремились бы исчерпать свою природу и приобрести присущее им состояние. Это происходит оттого, что в них в меру содержится вода…

Из воды рождается и человек. Когда тончайшие ци мужчины и женщины соединяются вместе, вода образует зародыш…

Поэтому говорится: «Вода — это источник всех вещей, родоначальник всех живых существ. Она рождает прекрасные и безобразные, благородные и низкие, глупые и умные [существа]». Откуда же видно все это?

В царстве Ци вода стремительная и глубокая, поэтому его народ алчный и храбрый. В царстве Чу вода мягкая и прозрачная, поэтому его народ легкомысленный, но смелый. В царстве Юе вода мутная и тяжелая, поэтому его народ тупой, болезненный и грязный. В царстве Цинь вода мутная, малоподвижная, в ней много ила, поэтому его народ алчный, хитрый, свирепый, склонный к интригам. В царстве Цзинь реки высохшие, вода в них мутная и неподвижная, поэтому его народ лицемерный, коварный и эгоистичный. В царстве Янь речные течения слабые, вода мутная, поэтому его народ глупый, упрямый, но правдивый, легкомысленный, но храбрый. В царстве Сун вода легкая, стремительная и чистая, поэтому его народ простой и правдивый. Поэтому совершенномудрые в понимании характера воды [находят ключ] к изменению состояния в обществе.

Таким образом, когда вода состоит из однородного состава, тогда и мысли у людей будут правильные; когда вода чистая, тогда и люди будут уравновешенные; правильные мысли у людей устраняют их корыстные желания; уравновешенность людей избавляет их от скверного поведения. Поэтому совершенномудрые, управляя страной, не занимаются предупреждением людей и убеждением дворов, а находят свою опору в воде.


В главе «Шуй ди» («Вода и земля») проводится мысль, что вода, являясь «кровью и жизненной энергией земли», «вездесущим материалом» в мире вещей, воплощает в себе основные черты естественного пути бытия — дао. Изложенные здесь положения, по мнению переводчиков, представляют взгляды одной из ветвей даосизма в Древнем Китае.

Смотрите также

приступы страха панические атаки инструкция преодолению

Приступы страха, панические атаки. Инструкция по преодолению паники.

Короновирус вторгся в нашу реальность, погружая людей в мрачные мысли о будущем, усиливая стресс, вызывая приступы страха, а нередко и панические атаки. Журнал Esquire опубликовал интервью с врачом-психотерапевтом Андреем Яниным, который 20 лет помогает людям справляться с приступами паники.