Главная / Практики / Гимнастика / Базовое упражнение цигун Дерево (чжан чжуан)

Базовое упражнение цигун Дерево (чжан чжуан)

По представлениям Китайской традиционной медицины в нашем теле жизненная сила ци течет по меридианам. Если меридиан закупоривается, то наступает застой ци и духа. Застой ци приводит к застою крови, органы не получают питание, наступает болезнь.
Когда мы занимаемся цигун, то мы открываем каналы и увеличиваем объем ци. Чистая ци начинает течь беспрепятственно, и организм сам себя лечит в том числе и от сложных хронических проблем. Мы чувствуем прилив энергии и жизненных сил.

Эффект от выполнения упражнения Дерево (чжан чжуан)

Польза цигун для оздоровления организма, баланса и спокойствия доказана научными исследованиями. Дерево является самым базовым цигун-упражнением. В монастыре Шаолинь в начале обучения кунг-фу ученик первые три года просто стоял в дереве. Упражнение Дерево является универсальным и выполняется как в начале практики, так и на всех последующих этапах с разными акцентами.

Упражнение направлено на открытие меридианов и успокоение сердца. Упражнение оказывает оздоровительный эффект для всех внутренних органов в области нижнего даньтянь, нормализуется работа меридиана мочевого пузыря. Для достижения эффекта важно выполнять упражнение Дерево ежедневно утром или вечером, а лучше два раза в день.

Техника выполнения Чжан чжуан

Базовое упражнение цигун “Дерево” (чжаньчжуан) относится к области статической работы. В этом методе работы регулируют духовную энергию (шэнь), дыхание и (физическое) состояние тела. Здесь также добиваются свободной проходимости продольных и поперечных каналов, гармонизации ци и крови, выравнивания инь-ян, изгнания болезней и оздоровления тела.
Этому упражнению несколько тысяч лет. В той или иной модификации оно выполняется в различных школах цигун и ушу.

Существует большое количество разновидностей поз Дерево (еще одно название “стояние столбом”), однако все их можно свести к следующим: “естественное стояние”, “трехкруговое стояние”, “стояние с надавливанием вниз” и “смешанное стояние столбом”. По степени сложности их можно поделить на три вида: “стояние столбом” в высокой, средней и нижней стойке. Высокая стойка предполагает незначительное сгибание ног в коленях, что не требует больших усилий, предназначена для пожилых людей, а также лиц со слабой конституцией. В средней стойке колени сгибаются под углом около 130°, обычно подходит тем, у кого достаточно хорошие физические данные. Низкая стойка требует сгибать колени под углом 90°, предназначена для здоровых людей или тех, кто в основном восстановил свое здоровье.

Рис.1


Рассмотрим далее “Трехкруговое стояние столбом охватывающее” (рис. 1)
“Охватывающее стояние”: руки как бы охватывают дерево, кисти перед грудью на расстоянии около 60 см. Взгляд направлен вперед или вперед и вниз.

Основные требования к стойке “Дерево”:
Стопы параллельны друг другу; ноги расставлены на ширину плеч; верхняя часть туловища выпрямлена; голова держится ровно, прямо; губы и зубы сомкнуты; грудь слегка вобрана, спина растянута; плечи и локти опущены; все тело максимально расслаблено; ноги сгибаются так, чтобы колени не выступали за линию носков ног.

Рис.2

“Подготовка”
Стопы ставят на ширину плеч, колени слегка согнуты. Следует расслабить плечи, руки свободно опустить, принять расслабленно-спокойное положение стоя. Кончик языка касается верхнего нёба, как бы улыбаются — но не улыбаются, взгляд в горизонтальной плоскости, сердце чистое, глаза ясные. Все тело сверху вниз последовательно расслабляют, ци погружают в нижний Даньтянь (Рис.2) и начинают сосредотачиваться.

“Обнимание дерева”
Поместить кисти на уровне груди, как будто обняли дерево, ладони развернуты к себе.

“Подвешивание головы за макушку”
Голову держат прямо. Мысленно представляют, что голова подвешена на нитке за точку “сто встреч” (VG20), или как будто на голове лежит предмет. Таким образом поддерживается вертикальное положение верхней половины тела. Голова и шея становятся более устойчивыми, и, к тому же, предупреждается возможность падения.

“Свешиванне позвоночника”
“Подвешиванием головы за макушку” добиваются прямого вертикального положения позвоночника, но не следует напряженно вытягиваться, пусть позвоночный столб уподобится по форме ожерелью с 9-ю изгибами, т. е. пусть каждый сустав будет расслабленно раскрыт.

“Вбирание груди”
Грудь надо вбирать в треугольную зону между сосками к точке тяньту (“небесный проход” VC22). Для этого руки немного сводят внутрь, грудь чуть-чуть подбирают внутрь, но без давления на внутренние органы — пусть ци мягко проходит, зона сердца должна быть расслаблена. После расслабления здесь можно, также, расслабить 5 плотных органов.

“Расслабление плеч”
Плечи надо расслабить, подмышки должны быть пустыми. Локти отставлены от туловища, будто под мышками находятся хрупкие, как яйца, теннисные мячи. Линии рук округлы и расслаблены.

“Свешивание локтей”
Смысл заключается в некотором свешивании вниз острия локтя.

“Расслабление запястий”
Когда расслабляют запястья, то кончики пальцев обеих рук направляют друг к другу. Расслабить запястья очень важно. Способ следующий: сначала концентрируются на точке “ворота духа” шэньмэнь С7 (Рис.3), чтобы зона этой точки расслабилась. Принимают запястья за ось и немного свешивают кисти, не двигая предплечьями. Так ци может мгновенно пройти в 10 пальцев.

Рис.3

“Расправление пальцев”
Пальцы расслабляют, слегка согнув, в центре ладони как бы держат шарик ци. Подождав, пока появится ощущение этой ци, мысленно соединяют воедино шарики обеих рук. Затем, соединив с ци нижнего Даньтянь, образуют большой шар (шар обязательно круглый, одна треть его внутри тела, две трети вне тела).

“Расслабление поясницы”
Опорные точки — тазобедренные суставы. Мысленно расслабляют участок от поясничных позвонков до крестца. Расслабляя поясницу, можно немного присесть назад, (как бы сидят — но не сидят). Проекции согнутых колен не выходят за кончики пальцев ног. Все тело должно быть расслаблено, начиная от промежутков между позвонками поясницы. Мысленно расслабляют точку “ворота жизни” (если поясницу и ягодицы расслабить не удается, то янская ци ударяет вверх. Если вверх поднимается слишком много янской ци, то легко может повыситься артериальное давление, будет кружиться голова или станет плохо с сердцем и т. п. Поясницу обязательно надо расслаблять, это обеспечивает проходимость между верхом и низом).

“Расслабление ягодиц”
Тазобедренные суставы немного подбирают назад и слегка двигают ими (как бы вращают ягодицами), это позволяет расслабить ягодичные мышцы.

“Свешивание копчика”
Копчик является завершением позвоночника в крестцовом отделе и расположен позади таза. Расслабив поясницу, ягодицы и область паха, мысленно подвешивают к кончику копчика гирьку на расстоянии 10 см от земли. Если ее мысленно соединить с пятками, то образуется равнобедренный треугольник.

“Расслабление колен”
Для расслабления колен ноги естественно сгибают, колени немного сворачивают внутрь (но проекция их не должны выходить за кончики пальцев ног). Мысленно пропускают ци через колени, и этого достаточно.

“Регулирование стоп”
Подошва плоско опускается на землю, пальцы стоп расслаблены. Мысленно соединяют каналами плечи, ягодицы, щиколотки, тогда в точках “бьющий родник”, R1 (Рис.4) появляется ощущение ци. Затем, мысленно из точки “бьющий родник” ци вводят в землю, ци получает возможность контакта с землей, и под подошвами как-будто растет корень.

Рис.4

“Ци погружать в нижний Даньтянь.
Ци погружают в нижний Даньтянь (при этом следует не только соединить между собой ци обеих кистей, но и создать “совершенный шар”, соединив ци на кистях и ци Даньтяня. Кроме того, нужно мысленно расслабить три точки: “ворота духа” (шэньмэнь С7), “ворота жизни” (VG4) и “бьющий родник” (R1), чтобы во всем теле сверху донизу, а также внутри и вне тела ци смешалась в единое целое).

“Свешивание занавесей”
Духовный свет глаз (духовная энергия, хранящаяся в глазах), направленный по горизонтали, издалека мысленно подбирают назад, к себе; верхние веки очень плавно опускают вниз и смотрят на кончик носа (можно и совсем закрыть глаза или как бы “прикрыть, но не прикрывать”, однако нельзя зажмуриваться с силой). Внимание концентрируется в точке таньчжун (VC17), Мысленным взглядом проходят по срединному каналу (чжунмай) до нижнего Даньтянь ” и начинают сосредотачиваться.

Дыхание

В данном стиле используют естественное дыхание животом (которое полностью соответствует обычному дыханию).

Брюшное дыхание (на вдохе живот выпячивается или втягивается, на выдохе – соответственно втягивается или выпячивается). Дыхание должно быть спокойным, тонким, ровным, глубоким. Выполнять его желательно под руководством учителя.

На вдохе мысленно собрать ци тела и “внешнюю ци” в нижней области Даньтянь, во время выдоха собранную ци переместить (также мысленно) в точки юнцюань на подошвах ног, затем снова поднять ее в Даньтянь, снова опустить в точки юнцюань и т. д. Необходимо следить, чтобы дыхание было мягким и естественным, без малейшего применения силы.

Сосредоточение
Способы сосредоточения в упражнении Дерево могут быть следующими:
Сосредоточивать внимание на области Даньтянь, или на точках юнцюань
Вслед за вдохами и выдохами перемещать внимание от одной выбранной точки к другой, например, от области Дньтянь к точкам юнцюань.

Завершение уражнения

  1. Сложите руки на нижнем Даньтяне. При этом центр нижней ладони (точка Лаогун) должен совпадать с центром пупка. Мысленно сконцентрируйте и сожмите шар в нижнем даньтяне в точку. Почувствуйте горячий участок или пульсацию под ладонями. Это и есть центр Ся даньтянь. Затем медленно откройте глаза.
  2. Медленно выпрямить ноги. Одновременно с этим на вдохе поднимать руки ладонями к верху. Когда кисти достигнут уровня шеи, перевернуть их ладонями к низу и на выдохе опустить руки (как бы надавливая ладонями) до уровня живота. Выполнить эти движения три раза подряд.
  3. Одновременно с медленным выпрямлением ног на вдохе поднимать руки ладонями к верху, когда кисти достигнут уровня шеи, отвести их за голову и продолжать подъем рук до уровня макушки, затем перевернуть кисти ладонями к низу, поставить их перед головой и медленно опустить, выдыхая, к животу. Повторить 3 раза.

После завершения упражнения для усиления эффекта растереть ладони. Можно также выполнить массаж головы (приглаживание волос) и лица (“умывание”) (20 движений).
Выбор первого или второго способа завершения упражнения “Дерево” произволен.

ВНИМАНИЕ: Женщинам во время менструаций рекомендуется во избежание кровотечения держать руки и шар напротив среднего котла – Чжун даньтянь. Во время беременности стояние столбом выполняется без помощи рук и без ощущения шара на уровне нижнего Даньтяня.

Обратите внимание на то, что во время выполнения упражнения Дерево во рту образуется много слюны. Сначала она привычного для вас вкуса, затем сладковатая, а после определенного периода практики дает целую гамму вкусовых ощущений, вплоть до нектара цветов. Раньше такую слюну называли нефритовой, золотой бриллиантовой, подчеркивая тем самым, что она столь же драгоценна для организма. По мере накопления слюны в полости рта, её надо медленно проглатывать. Современные исследования позволили установить, что в такой слюне содержится очень много микроэлементов и она оказывает лечебное действие на слизистую желудка и кишечника. Проглатывая ее, вы должны почувствовать, как она проходит дальше в нижний даньтянь.

Источник: Йога-туры по всему миру

Скачать Инструкцию по выполнению упражнения Дерево, Школа цигун и кунг-фу Шаолиня Мастера Ши Янбина.

Смотрите также

Здоровый позвоночник, подтянутый живот ежедневно за 5 минут

Цель упражнения - здоровая спина, здоровая поясница, втянутый живот.